ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

КУСИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ЧУГУННОЕ ЛИТЬЁ

В КОЛЛЕКЦИИ

НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ГОРНОЗАВОДСКОЙ УРАЛ»

Художественное чугунное литьё Урала — часть национальной культуры России.
Художественные изделия из чугуна стали известны в России в первой четверти XIX в. Бурное строительство, развернувшееся на Урале и в России, требовало от уральских заводов увеличения выпуска чугунных отливок для внешнего и внутреннего убранства возводимых зданий. Литейные мастера заводов выпускали не только бытовое, промышленное и архитектурное литьё, но и художественные отливки.

Коллекция художественного чугунного литья Урала музея-заповедника насчитывает более двухсот единиц хранения. Объектом комплектования Нижнетагильского музея-заповедника художественное чугунное литьё стало в 1930—1980-е гг. В коллекции представлены изделия Каслинского, Кусинского, Нижнетагильского, Кушвинского, Сосьвинского и других заводов.

В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» хранится 18 единиц кусинского художественного чугунного литья. Из них семь датируются концом XIX — началом XX вв., предметы представляют широкий ассортимент продукции завода на рубеже веков. Образцы кусинского литья второй половины XX в. закупались музеем для комплектования коллекции наряду со знаменитым каслинским литьём.

Из общего числа выпускаемой продукции каслинское художественное литьё в период своего расцвета (1870−1900 гг.) не знало себе равных. Один лишь Кусинский завод в конце XIX в. приблизился к уровню каслинских изделий. Даже среди музейщиков бытует представление, что старейший и основной завод — это каслинский, а Куса была и есть чем-то вроде филиала Каслей.

Дело в том, что слава литья кусинских мастеров всегда была в тени успехов знаменитого Каслинского завода — виной тому, в том числе, схожесть в названии (Куса/Касли). Довольно часто лучшие произведения Кусы ошибочно назывались каслинскими. Объясняется это ещё и тем, что во многих случаях мастера обоих предприятий пользовались одними и теми же моделями. В результате кусинских умельцев стали воспринимать не иначе как имитаторов каслинских отливок. Однако, те немногие произведения Кусинского чугуноплавильного и железоделательного завода, что украшают музеи, выставки и частные собрания, дают достаточное представление о тонкости, ажурности и филигранности их художественных изделий. Заметим также, что изделий Кусы сохранилось значительно меньше, соответственно они особенно ценятся знатоками. Как правило, на статуэтках завода стоит клеймо в виде прямоугольной рамки, включающей сокращённое название завода («кус.з»).
История Кусинского чугуноплавильного и железоделательного завода начинается с 1754 г., когда тульский промышленник Иван Перфирьевич-меньшой Мосолов выкупил в Уфимской губернии землю под металлургическое производство.
«Кусинское Место» стоило купцу 70 рублей ассигнациями. Площадка под строительство была выбрана идеально: в живописной котловине у подножия горы Косотур, недра которой были богаты полезными ископаемыми, а две реки Тесьма и Ай снабжали предприятие водой. В итоге Мосолов заложил железоделательный, чугунолитейный и медеплавильный завод, который назвал Златоустовским (по имени святого Иоанна Златоуста).
Известно, что в 1773—1774 гг. рабочие завода приняли участие в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева.

Уральский чугунолитейный завод на реке Куса, что в 28 верстах от Златоуста, был основан в помощь мосоловскому в 1778 г. купцом Илларионом Лушниным. По состоянию на 1800 г. здесь работало 150 рабочих, а в самом «Кусинском заводе» (название поселка при предприятии) проживало 2000 жителей. Тогда же предприятие перешло в аренду к купцу Андрею Кнауфу. В 1811 г. он передал завод в казну, после чего он вошёл в состав Златоустовского горного округа. В ту пору в Кусе начали отливать чугунные ядра и снаряды, с помощью которых Россия победила в Отечественной войне 1812 г.

С середины XIX в. чугунолитейный завод выпускал предметы мелкой пластики из чугуна, отличавшиеся высоким техническим и художественным уровнем. Приглашённые с Каслинского завода опытные формовщики обучили первую группу кусинских рабочих тонкостям отделки. Предприятие освоило производство посудного и печного литья, которое, несмотря на простоту форм, требовало немалого умения и опыта.

Начало создания художественных отливок на заводе относится к 1883 г., когда в Кусе начали выпускать монументально-декоративную и чугунную станковую скульптуру. Отличное качество кусинского художественного литья из чугуна, безукоризненная прочеканка и покраска изделий способствовали признанию продукции Кусинского завода на всероссийских и международных выставках.
Этажерка.
Чугун. Формовка, литьё, чеканка, покраска. Конец XIX в.
Продукция Кусинского завода быстро завоевала мировое признание, многие его изделия выполнялись по моделям крупных русских и иностранных скульпторов (П. К. Клодта, Е. А. Лансере, А. Л. Обера, Ф. П. Толстого, Н. Р. Баха, Н. И. Либериха, К.-Ф. Шинкеля).
Подсвечник «Виноград». Чугун. Формовка, литьё, чеканка, покраска. XIX в.
Тарелка «Ажурная с морскими божествами». Автор К.-Ф. Шинкель. Чугун. Формовка, литьё, чеканка, покраска. Конец XIX в.
Бумагодержатель стенной с рыцарскими атрибутами. Чугун. Формовка, литьё, чеканка, покраска. Начало ХХ в.
Кусинское литьё получало награды на всемирных выставках в Копенгагене (1883), Стокгольме (1897), Нижнем Новгороде (1896), Глазго (1901), Милане (1906), Омске (1911). В заводском каталоге 1913 г. названы 243 изделия, из которых 22 готовились по моделям кусинского мастера Ф. О. Васенина (1876−1923), выпускника Строгановского художественного училища.
После революции и национализации предприятия литейщики Кусы перешли на выпуск кабинетной скульптуры — более 400 наименований в ассортименте.
Местных мастеров даже стали называть «кабинетчиками», мастера Кусы продолжали выпускать изделия по моделям XIX — начала XX вв.

Кронштейн «Ажурный складной».

Чугун. Формовка, литьё, чеканка, покраска. 1920 гг.

В 1922 г. из-за недостатка средств производство было остановлено и возобновлено лишь в 1924 г.

Вешалка «Козьи рожки».

Чугун. Формовка, литьё, чеканка, покраска. II половина XX в.

До войны кусинское литьё экспонировалось на многих выставках в СССР и за границей.
В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 г., предприятие переименовали в «Кусинский машиностроительный завод», а в 1943 г. и сама Куса получает статус города. С этого момента выпуск художественных отливок на предприятии существенно сократился, завод постепенно переориентировался на выпуск продукции для энергетики — экономайзеры, дробилки, насосы, золоуловители, часовые и приборные камни и т. д.
В 1998 г. цех художественного литья Кусинского завода прекратил работу по выпуску изделий, оставив в производстве немногочисленные отливки архитектурно-монументального характера, и, таким образом, полностью завершил свою почти 120-летнюю историю художественного чугунного литья.

Истории Кусинского и Каслинского заводов схожи и в то же время очень разные. Многие специалисты считают, что кусинское художественное литьё значительно уступает по своему уровню каслинскому литью.
Куса практически всегда была в тени Каслей, однако такое отношение к кусинским изделиям незаслуженное, стереотип не имеет под собой оснований, что можно увидеть, посмотрев изделия обоих заводов.

Сегодня кусинское художественное литьё из чугуна по-прежнему не потеряло своей актуальности и нуждается в бережном сохранении.
Представленные в музейном собрании образцы художественного литья из чугуна свидетельствуют о его высоком качестве и своеобразном, отличном от каслинского, ассортименте.

Авторы выставки:



Кристина Олеговна Михеева, заведующий Музеем «Демидовская дача»

Марина Кенкишвили, гл. специалист по разработке и внедрению медийных программ