Значителен интерес мастеров подносного промысла к сказочному фольклору, а также к произведениям культуры и искусства, сложившихся под его влиянием. Колоритны и многогранны образы Птицы счастья в работах Р. Р. Смотриной, птицы Гамаюн в творчестве Н. Л. Прудниковой, Царевны-лебедя в работах О. Ю. Ивановой. Имея авторское смысловое наполнение, они связаны с фольклорным представлением о птице как одном из воплощений человека, его души и судьбы, стремления к свободе и счастью. Неслучайно, в русском фольклоре можно найти много песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются не только на подносах, но и на посуде, прялках, в вышивке.
Вещая птица Гамаюн — мудрая посланница славянских богов и предвестница счастья. Ее имя, вероятно, происходит от старого слова «гамаюнить», то есть баюкать. Крик Гамаюна — добрая весть, а поет она людям божественные песни. Гамаюн знает обо всем на свете, ведает тайнами о происхождении земли и неба и готова поведать о будущем каждому, кто умеет понимать тайное. В славянской мифологии к ней было принято обращаться за советом. Согласно народным поверьям, эта чудо-птица родилась вместе с нашим миром и назначение ее — напоминать людям о высших ценностях бытия.
Жар-птица, один из самых известных фольклорных образов, переняла некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, была птица Феникс. Жар-птица похожа на павлина и обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, которые дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие
Волшебная Царевна, наполовину — лебедь, наполовину — прекрасная девушка, стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала «прилетела» в «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина, затем в одноименную оперу Н. А. Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась на знаменитом полотне художника М. А. Врубеля.
В текстах многих произведений фольклора сказочные образы связаны с кругом праздников народного и церковного календаря: Рождеством, Масленицей, Пасхой, Троицей. Времена года в народной культуре нередко предстают в образах мифологических персонажей, наделенных благотворными или губительными для жизни человека чертами.