ВИРТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ОБЛИК ТАГИЛА
В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ОТКРЫТКАХ
Стремительно меняется и развивается Нижний Тагил, но в облике города продолжают пленять своеобразием старинные дома и улицы, позволившие Д.Н. Мамину-Сибиряку в конце XIX века назвать его «жемчужиной Урала».
В начале ХХ века виды заводского поселка были запечатлены на почтовых открытках, получивших в это время необычайную популярность. В течение прошлого столетия открытки по отдельности собирались работниками музея из семейных архивов тагильчан. Сформированная коллекция представляет уникальные экземпляры семи наборов видовых открытых писем, издававшихся в столичных издательствах.

«Изданiе фотографа Вениамина Леонтьевича Метенкова. г. Екатеринбургъ»


Интерьер фотографического магазина В. Л. Метенкова, г. Екатеринбург начала ХХ в.

Из свободных Интернет-ресурсов

В.Л. Метенков стал первым на Урале фотомастером по выпуску видового открытого письма. Его фотоателье начало действовать в 1896 г. на Вознесенском проспекте в Екатеринбурге. Практикуясь с фотоаппаратурой в многочисленных поездках, он запечатлел почти все уральские заводы и селения начала ХХ в. Богатый архив его снимков «примечательных мест» включает и почтовые серии открыток «Виды Екатеринбурга и его окрестностей», «Виды Урала», «Виды реки Чусовой».
Вениамин Леонтьевич не только фотографировал, но и самостоятельно выступал в роли издателя, заключив договора с печатными типографиями Москвы, Берлина, Стокгольма.
В издании почтовых карточек велся строгий учет. Каждая открытка имела свой порядковый номер. Самая объемная серия открыток, около четырехсот номеров, включала выпуск с видами Северного, Южного и Среднего Урала. Эти открытки с большой полнотой и разнообразием охватывали многие темы: памятники древней русской архитектуры, предметы старины, панорамы уральских красот, производственные процессы на заводах, в шахтах и рудниках. Именно в этой серии почтовых карточек представлен облик Нижнетагильского заводского поселка. Тираж выпуска составлял примерно 1000 штук. Продавалась каждая открытка по цене 5 копеек.


Адресная сторона открытки издания В. Л. Метенкова начала ХХ в.

Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника

Открытые письма с видами Нижнетагильского заводского поселка начала ХХ в. издания В. Л. Метенкова, г. Екатеринбург.
Типография В. Греве, г. Берлин (подписи названий авторские):
После 1905 г. в России начинается «открыточный бум», который был определен удешевлением бумаги, развитием технологий печати и возможностью репродуцирования изображений. Средства, вложенные в издание открыток, не только быстро окупались, но и приносили значительную прибыль, развивая этот вид предпринимательства.

«Изданiе книжнаго магазина

Марии Александровны Ахаимовой, Н.-Тагилъ»



Семейный портрет Ахаимовых В. В. и М. А. Фотография конца XIX в.

Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.

Тагильским издателем наборов видовых открытых писем стала М. А. Ахаимова. Мария Александровна, бывшая учительница, владела книжным и писчебумажным магазином по ул. Александровской. В магазине был богатый выбор товаров: учебники, книги детские, технические, художественная литература, почтовые открытки, бумага писчая, гербовая, александрийская и прочая. Тут же имелись канцелярские принадлежности, материалы для рисования и черчения.

Под руководством М. А. Ахаимовой в первом десятилетии ХХ в. было выпущено две серии изданий фотоокрыток с видами Нижнетагильского завода. Заказ на фотографии исполнила тагильский фотограф А. А. Шестакова. Печать открыток первой серии осуществлялась в знаменитой московской полиграфической фирме «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко», принадлежавшей германским подданным.


Адресная сторона открытки первого издания М. А. Ахаимовой начала ХХ в.

Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.

Открытые письма с видами Нижнетагильского заводского поселка издания М. А. Ахаимовой первой серии выпуска, Н. Тагил начала ХХ в. Типография Шерер, Набгольц и Ко, г. Москва (подписи названий авторские):


Адресная сторона открытки второго издания М. А. Ахаимовой начала ХХ в.

Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.

Изданием книжного магазина М. А. Ахаимовой было выпущено самое большое количество открыток. Именно они представляли Нижнетагильский завод в альбомах филокартических собраний тагильских семей начала ХХ в. Вторая серия открыток вышла без данных типографии на адресной стороне.
Открытые письма с видами Нижнетагильского заводского поселка издания М. А. Ахаимовой второй серии выпуска, Н. Тагил начала ХХ в. (подписи названий авторские):
«Изданiе Контрагентства Х. Т. Цветкова.
г. Москва»
Первые видовые открытки начала ХХ в. тиражировались методом «фототипии» и были монохромными. Лишь один набор открыток московского издательства Контрагентства Х. Т. Цветкова выпущен полноцветным (раскрашенным) по Нижнетагильскому заводу. На открытках присутствовала аббревиатура типографии печати «ARM», которая принадлежала московской типографии А. Рёриха. В данной типографии при печати набора была допущена грамматическая неточность. Фамилия издателя напечатана с ошибкой. По словам коллекционеров, Нижнетагильский набор видовых открытых писем был не единственный среди других выпусков, изданных в различных местностях с аналогичными неточностями.


Адресная сторона открытки издания Контрагентства Х. Т. Цветкова начала ХХ в.

Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.

Впервые в самом наборе была выпущена открытка, превосходящая официально принятый стандарт открытых писем начала ХХ в. Её размеры составляли 9,0×28,0 см. На иллюстрированной стороне размещена панорама заводского поселка с Лисьей горы. На адресной части открытки в два раза увеличилось место для написания сообщения. Открытка имела возможность складывания пополам.

Видъ на заводъ и поселокъ съ Лисьей горы. Открытка начала ХХ в.

Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.

Открытые письма с видами Нижнетагильского заводского поселка начала ХХ в. издания Контрагентства Х. Т. Цветкова типографии А. Рериха, г. Москва (подписи названий авторские):
«Изданiе ARM. г. Москва»
Набор открытых писем московского издательства А. Рёриха по видам заводского поселка 1915 г. был разнообразнее. Однако и в этом наборе присутствовали ошибки. На открытках Нижнетагильский завод был назван городом, хотя данный статус заводской поселок приобрел лишь в 1919 г. На открытках с изображением памятника Н. Н. Демидову имелось указание, что он был князем Сан-Донато. Этот титул получил только его сын, Анатолий Николаевич.
Открытые письма с видами Нижнетагильского заводского поселка начала ХХ в. издания А. Рёриха, г. Москва. Типография А. Рёриха, г. Москва (подписи названий авторские):
«Изданiе П. Овчинникова»


Привет из Тагиля. Открытка начала ХХ в.

Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.

Издание открыток П. Овчинникова было одним из малотиражных выпусков по Нижнетагильскому заводу. На открытках не указывалось название места издательства и отсутствовали данные типографии. В данном выпуске имелась открытка с особым оформлением в стиле «классический грюсс». Стиль отличала оригинальная графическая или живописная манера исполнения.
Иллюстративная сторона открытки представляла коллаж из нескольких видов местности, оформленный декоративными элементами, с обязательным сопровождением приветственного выражения «Gruss aus…» — «Привет из…», за которым шло название местности. Общая композиция формировала своеобразную визитную карточку местности. Впервые такие открытки появились в Конфедерации германских государств после 1876 г. Выпуск этой продукции был ориентирован преимущественно на развивающийся туризм. После 1890 г. такой вид открытки распространился во Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии и России. Такие сувенирные открытки печатались методом многоцветной литографии.
Почтовые карточки с видами Нижнетагильского заводского поселка издания П. Овчинникова начала ХХ в. (подписи названий авторские):
«Изданiе М. Кампель. г. Москва»
Издательство М. А. Кампель значительно расширило количество видов Нижнетагильского завода, увеличив их до двадцати, почти как у местного издателя — М. А. Ахаимовой. Владелец заведения, Матвей Александрович, был фотохудожником начала XX в., оставившим после себя богатое наследие. С 1912 г. он содержал в Москве собственный магазин, где продавал альбомы и почтовые открытки, которые издавал сам. Эти открытки представляли собой виды городов и местностей Российской империи. В их число входили серии, изображающие Москву, Тулу, Тверь, Владимир, Муром, Курск, Челябинск, Рыбинск, Ростов Великий, Ярославль и заводские поселки Урала и Сибири.
Почтовые карточки с видами Нижнетагильского заводского поселка начала ХХ в. издания М. А. Кампель, г. Москва (подписи названий авторские):
Видовые открытки, представленные в данном проекте, выходили тиражами в несколько сотен тысяч экземпляров и были доступны во всех уголках Российской империи. Они служили отражением просвещения и культуры в регионах, становились сувенирами для путешественников и оказывали влияние на формирование массовых представлений о стране, государственной власти и национальной общности.

Автор Симонова Д.М.,

научный сотрудник отдела по учету и хранению музейного и архивного фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»