ПАРАВОЗ – 9Пм №161
Сверху над рудным двором расположен экспонат экспозиции «Подвижной состав», который можно увидеть, не заходя на территорию Эко-индустриального технопарка. Это паровоз – 9Пм №161. Он стоит у доменных печей Старого Демидовского завода на плотине Нижнетагильского пруда, по которой проходит оживленная автодорога и пешеходные туристические маршруты, соединяющие исторический центр города с горой Лисьей. Этот маневровый паровоз с большой тягловой силой применялся на рудниках и заводах, где присутствовали тяжелые профили, крутые подъемы и малые кривые. Паровозы этой серии в 1935 году стал выпускать Коломенский машиностроительный завод. Они были главными локомотивами на уральских предприятиях и рудниках в годы Великой Отечественной войны. Но в маркировке нашего паровоза присутствует литера «м», что говорит о том, что его сделали на Муромском паровозостроительном заводе после 1955 года, так как именно в этом году на данном заводе выпустили первую партию паровозов этой серии с измененной конструкцией отдельных частей. Их выпуск продолжался до 1957 года включительно. Всего Муромский завод построил около 500 паровозов серии 9Пм, поэтому наш тагильский экземпляр можно считать редкостью. Он использовался на Нижнетагильском металлургическом заводе в послевоенные годы, буквально вплоть до закрытия завода, до 1987 года, и преобразования его в завод-музей истории развития техники черной металлургии в 1989 году. Как и вся сохранившаяся на заводе техника, после прощального заводского гудка он замер, так и не завершив работу, и сейчас стоит, сцепленный с грузовыми вагонами, думпкарами и платформами, готовый продолжить свой путь на погрузку.